12 апреля 2016 года
Где: Чебаркульский район, 85 км от Челябинска.
Объясняем интуристам, что и до USSR жизнь тут у нас бурлила и кипела. Не зря ученые твердят про южноуральский евразийский котел. Один из лучших примеров для иллюстрации — деревня Попово (по дороге на Варламово). В ней жили и живут доныне нагайбаки — сословная группа крещеных татар, служивших русскому царю, их ещё называли кряшенами. В Попово сохранились удивительные кряшенские традиции — ядреная смесь православия с язычеством. Традиции эти пережили совок, во время которого их из жителей вытряхивали всеми способами. Правда, попался один сообразительный председатель колхоза: он поставил языческий ритуал по вызыванию дождя на службу советскому сельскому хозяйству, поэтому неурожаев в колхозе не было вообще. Правда.
А ещё жители деревеньки весело поют на нагайбакском и пекут в печи невероятную вкуснятину — всякие плюшки, которые надо макать в растопленное сливочное масло. Это такой органик-фуд, что ммм и песня. Все расскажут тут: otdohni74.com.
Где: Красноармейский район, 70–110 км от Челябинска.
Апокалипсис заказывали? Вот и он. Первоначальный проект атомного реактора, запущенного в конце 1940-х в нынешнем Озерске, предполагал спуск высокоактивных отходов прямо в открытую гидрографическую сеть. Первой под раздачу попала красивая речка Теча, долина которой была обжитым районом с давних времен. Села и деревушки, пастбища и нивы — вся эта пастораль пала жертвой гонки вооружений. Когда стало понятно, что жить на отравленной реке нельзя, её обнесли колючей проволокой, выставили солдат. Ближайшие к Озерску деревни сровняли с землей, некоторые расселяют до сих пор. Увидеть, как упрямые (или отчаявшиеся) люди продолжают жить как ни в чем не бывало там, где жить нельзя, — впечатление будет мощнее, чем от голливудского блокбастера про конец света.
Заброшенная церковь в Нижнепетропавловском, голова чудовищной щуки в бродокалмакском музее, остатки колючки на берегах реки в селе Русская Теча… Гид тут: vk.com/pellenen.
Где: Пластовский район, 130 км от Челябинска.
Пласт как будто застыл в 1970-х. Образцово-показательный советский городок. Самое настоящее back in USSR. Аллея бронзовых Героев Советского Союза на фоне елей на центральной площади. Помпезная, в стиле сталианс, входная группа в парк с реющей над деревьями рубиновой звездой и монументальным серпом-молотом (все свежевыкрашено). Бетонные клумбы с цветами перед новаторским для 70-х Дворцом культуры. На стенах жилых домов — кирпичная мозаика, прославляющая радости социалистического труда. Все в прекрасном состоянии, поскольку градообразующее предприятие ЗАО «Южуралзолото» план по этому самому золоту выполняет и перевыполняет. На шахту, конечно, не попасть левому, даже гражданину РФ, не то что иностранному «агенту».
Но можно проехать ещё 40 км и постоять на краю огромного Светлинского карьера, где золотоносную руду добывают открытым способом. Шагающие экскаваторы и БелАЗы на дне карьера кажутся игрушечными машинками. Отличный фон для рассказа о масштабах советской индустриализации. Рассказать могут спецы отсюда: aviaspectr.ru.
Где: Кыштымский городской округ, 100 км от Челябинска.
Вокруг Кыштыма можно вдоволь потаскать гостей. Причем в любое время года будут красотища и сравнительно проезжие дороги. Едем мимо Увильдов (летом можно и искупаться), в Тайгинке любуемся огромным графитовым карьером. Там же есть Демидовский канал, когда-то соединявший Увильды и Кыштымский пруд. Забуриваемся в тайгу, находим ещё один канал, который в случае глобальной питьевой катастрофы соединит реку Уфу с Аргазинским водохранилищем. Около затерянной в лесу деревушки находим знак границы Европы и Азии. Лезем в шахты Слюдорудника, в Сугомакскую пещеру, на первый отрог горы Сугомак. С нее открывается чудный вид на закрытый город Озерск, в который иностранцу не попасть ни за какие коврижки. Тут-то наконец даем ему, бедняге, передохнуть и рассказываем, как в 1957-м рвануло и куда подуло. Чтоб не расслаблялся. Знаток маршрута, например, вот: +7-351-902-08-76.
Важно! Иностранца в ЗАТО не пустят, а вам можно попасть на бесплатную экскурсию хоть в Озерск, хоть в Снежинск, хоть в Трехгорный — через информационный центр Росатома: chel.myatom.ru. Очень познавательно, мы были.
Где: Кизильский район, 400 км от Челябинска.
По Аркаиму есть две новости, одна другой лучше. Во-первых, отреставрировали старинную казачью ветряную мельницу на въезде в заповедник, а то она чуть не сгнила. Во-вторых, около музея наконец-то открылась гостиница! Хоть и небольшая, на семь двухместных номеров, но с удобствами и горячей водой (бронирование: +7-904-800-40-57). Относительно комфортно можно разместиться в постоялом дворе «Солнечный странник»: с баней-душем, зоной для готовки и удобными кроватями в теплых номерах (+7-951-246-41-24).
Если ваши гости эзотерики, им и так будет чем заняться на Аркаиме. Если же они крепко стоят на платформе научного позитивизма, то тут для них кроме непосредственно реконструкции городища и музейных зон куча всего интересного. Можно съездить на раскоп сарматского кургана, в котором нашли яйцеголовую жрицу в прошлом году. Лопату дадут. Можно устроить фотосафари по степи за птицами, лисами и сусликами. Можно забраться на гору Чеку, смотреть, как бегут по степи тени от облаков, и жевать веточку эфедры, из которой древние арии делали свои энергетические напитки.
Где: Карабашский городской округ, 100 км от Челябинска.
Хвастаться тут, конечно, особо нечем. Заточенного на эколайф западного туриста Карабаш приведет в ужас. Россиянина, впрочем, тоже. Для новичков в теме: Карабаш — зона экологического бедствия. К нему привело отсутствие в течение 90 лет газоочистных сооружений на местном медеплавильном заводе. Между прочим, это европейские дельцы его таким и построили — Уркварт и Гувер, будущий 31-й президент США. Правда, сто лет назад наши могли бы и головой подумать: газы — производные свинца, серы и мышьяка. Вокруг завода ни травинки, после города вода в реке Сак-Элга приобретает яркий малиновый цвет. Фотографии в стиле постиндастриал — вот главный трофей этого путешествия. Можно ещё забраться на гору с поклонным крестом, чтобы окончательно потрястись последствиями хищнической деятельности человека. И увидеть сверху, как жутковатая красная река впадает в Аргази. Потом, конечно, надо срочно отправить гостей на Тургояк (30 км), чтобы отмокали в прозрачной водице, дышали раскаленным сосновым бором и думали о надвигающейся кончине цивилизации. Полезно иногда.
Где: Катав-Ивановский район, 230 км от Челябинска.
Хватит кошмарить гостей, наверное. Добавим позитивчика. Часто даже сами челябинцы не в курсе, что у нас в области есть уникальное место — Игнатьевская пещера с наскальными рисунками каменного века. Объект культурного наследия федерального значения, так-то! В Испании, например, в подобную пещеру (Альтамира) надо билеты покупать за полгода! Да и то не в аутентичную, а в реконструированную. У нас же свободный, никем не контролируемый доступ. Есть в этом и минусы: очень уж наш народ любит свинство разводить. Тем не менее пещера есть, и в нее можно залезть. Говорят, поначалу интуристы безо всякого энтузиазма ползут по сырому глиняному полу, зато потом не выгонишь. Ну потому что на самом деле впечатляет. Потом нужно отвезти их в ближайшую деревушку Серпиевку, помыть в русской бане, напоить парным молоком и заставить ночевать на сеновале. Про сеновалы, пещеры и заброски спрашивайте тут: klastur.ru.