19 февраля 2014 года
В Челябинске состоялся премьерный показ фильма Алексея Германа «Трудно быть богом». Наш город стал четвертым (после столиц и фестивального Рима), где фильм показали, и первым, где билеты на показ продавали. И кстати, они разлетелись мгновенно! В мегазале «Мегаполиса» на 450 мест не было свободных кресел.
Хипстеры, пенсионеры, библиотечные тетеньки, бизнесмены — приглашенные без места тащили стулья, высокомерно жались к перилам и рассаживались прямо на ступеньках. Фильм представляли Светлана Кармалита и Евгений Герчаков (вдова режиссера и исполнитель одной из главных ролей). Кармалита собравшихся подбодрила: «Кто-то говорит, что это скучно, непонятно, запутанно и одна грязь — все правда. Это реалистическое киноискусство. Леша (Алексей Герман, прим.ред) окончательно пришел к пониманию новых методов кинопроизводства. Ему было интересно рассказать о герое и его окружении. И с каждой минутой это окружение выходило на первый план. Чтобы понять героя, чтобы осознать всю безысходность его ситуации как наблюдателя, нужно посмотреть первую часть фильма. А чтобы понять, что человеку всегда есть, что терять — вторую. В картине все осталось таким, каким сделал его Герман». Евгений Герчаков добавил страшную фразу: «Герман на съемочной площадке просил ничего не играть».
«Кто-то говорит, что это скучно, непонятно, запутанно и одна грязь — все правда. Это реалистическое киноискусство»
Было глубоко жаль зрителей, которые не читали Стругацких. Тех, кто читал и ждал экранизации 14 лет, было жаль ещё больше. Чавкающая, смердящая, грязная, тесная, путаная картинка — и ничего не происходит. Уже через семь минут понятно, что гребаный мир Арканара ужасен — вокруг тлен, мракобесие и безысходность, а бедный наблюдатель Румата давно уже перемолот машиной-историей, он такой же, как все рабы, как серые и черные монахи. Голые юродивые, кишки, вяленая колбаса, хруст переломанных живых людей, грязь и говно. Но это длится не семь минут, а три часа. Три неспешных часа зрителю по лицу размазывают какую-то вонючую массу, прекрасно и художественно детализированную. Мы знаем, что за всем этим есть глубокий смысл, белые платки, розы, флейты-бабочки, и ради этого задумана картина. Но все это так надежно замазано, что не разглядеть решительно никак. Для того, чтобы понять ад, как бесконечность, наполненную скукой, злостью, глупостью, осознать и принять выбор Руматы — необязательно 177 минут пялиться на голые жопы, дерьмо и кишки. Конечно, любая авторская картина — это не калька книжных событий. Но от Стругацких у Германа не осталось ни-че-го. А то, что у него есть, мы трусливо отказываемся понимать. Давайте, обвиняйте нас в узколобости. Но мы не увидели в картине ни намека на спасение. А если его нет, зачем тогда быть богом?
Зритель в Челябинске стойкий. Из переполненного зала уходили единицы. Кто-то не выдержал и 10 минут, кто-то сдался через полтора часа. А может, просто наш зритель робкий, все-таки сама Кармалита приехала, не обижать же человека. После показа Светлана давала комментарии, успокаивала, объясняла и кто-то действительно ушел домой чуть более спокойным. Но. Герман все-таки гений, а мы — простой массовый зритель, который ничего не понял, устал, захотел помыться и напиться.
Редкие пользователи инстаграма, побывавшие на закрытых предпремьерных показах, увиденное оценивают разномастно. @natalibond:
А кто-то и как @rita_shv:
Со всем уважением, ошарашенная редакция
Почему?
В предисловии к фильму соавторы высказались в таком духе, что мол этот фильм о том, что человеку всегда есть что терять.
Но смотреть как высказывалась эта единственная мысль мне было неинтересно, более того противно и мерзко. Мое эстетическое чувство страдало.
Не понятно что говорят герои, о чем: какие-то нечленораздельные звуки... кто они такие? что делают? Я книгу не читала, а теперь скорее всего и не буду благодаря фильму.
Жопы с говном, жижи грязи, харчки и сопли, хватание др.др. за гениталии... Зачем мне смотреть на это? Мне стало не интересно про что, мне стало все равно про что этот фильм.
Как это показано - отбило все желание вникать в суть.
А вообще у меня сложилось впечатление, что автор глумиться над зрителем пользуясь своим утвержденным авторитетом и славой.
Он как будто мстит за предыдущее непонимание, а теперь, когда все его признали, говорит: нате, жрите, все схаваете, и скажете, о б****! какое высокое искусство!!!
если этот фильм все же о том, что человеку есть что терять, то зачем так утрировать? да и какому человеку? о каком человеке идет речь? какие проблемы у этих героев?
а мне чужды и неинтересны ни эти люди, ни их проблемы, ни вымышленное время и место где это происходит. происходит собственно что?
я должна чему то сочувствовать? сопереживать? думать что вот это моя жизнь??? на примере этого? ну может это его жизнь ассоциируется со всем этим в буквальном смысле говном и средневековьем, но обобщать, и говорить что это и есть наша-ваша жизнь(опять же звучали такие слова в предисловии) - извините...
можно ответить, что искусство это всегда гиперболизм, тем и интересно, но это скорее не искусство вовсе,- а так... буду снимать кино - все что придет в голову, по принципу как попрет...
Но вот книгу я вам прочесть настоятельно советую, тем более, что от нее в фильме остался такой мизер, что мне жаль Аркадия и Бориса Стругацких. Остались, наверное, ключевые повороты сюжета и имена героев - и то не все.
Если бы не такая откровенная фиксация на говне, в фильме бы хотелось (и моглось) что-то видеть. Ясно, что Румата в версии Германа только вот это бросающееся в глаза вопиющее говно и видит в Арканаре, но вот повесть-то была не о говне и не о средневековом укладе жизни, а об историческом процессе.
А что человеку есть, что терять, по второй половине фильма не скажешь вовсе. Румата здесь равнодушен донельзя, он уже смирился и растворился в этой грязи. Терять ему как раз нечего.