4 сентября 2014 года
Каждый год фестиваль удивляет челябинцев неправильным кино — тем, которое не попадает в прайм-тайм, на премьеру которого не выстраивается очередь у попкорн-аппарата и ради которого в Москву не возят Брэда Питта. Но можете быть уверены: это кино всегда живое и всегда вкусное. И всегда разное.
Фестиваль неправильного кино в Челябинске пройдет с 25 сентября по 8 октября в КРК Мегаполис и РЦ Этаж. Бессменный организатор фестиваля — ваш любимый журнал «Выбирай»!
По устоявшейся традиции режиссеры стремятся выжать в киноальманахи максимум звездного актерского состава. Ромком «Летняя ночь в Барселоне» напрочь лишен этого синекванона (единственный актер, кто хоть каким-то боком засветился, — Хан Корнет, сыгравший у Альмодовара в «Коже, в которой живу», мужской прообраз главной героини), но от этого только выигрывает: фильм дышит свежестью, а актеры мгновенно вызывают кредит доверия, словно в хорошем европейском театре. Дебютирующий режиссер Дани де ла Орден вообще, кажется, проводил кастинг по двум критериям: ты должен быть каталонцем (то есть уметь передать дух Барселоны на генетическом уровне) и должен быть красивым, чтобы соответствовать визуальному перфекционизму города. По сюжету фильм — спайка шести историй, объединенных классическим триединством: место — Барселона, время — ночь 18 августа 2013-го, когда над городом пролетает комета, действо — линейные лав стори с кульминацией и развязкой. Истории жизненные, наивные, а главное — искренние, мы проходим мимо таких каждый день, но не каждый день их освещает яркая комета таланта молодого испанского режиссера.
Датский кинематограф переживает грандиозную эпоху. И это не только тяжеловесные фон Триер, Виртенберг или Биер, это и молодые дерзкие таланты формата Кристиансена, который уже номинировался на «Оскара» за короткометражку «Ночью». Режиссер работает на стыке жанров, пытается примирить мейнстрим и артхаус, недаром в бюллетене Роттердамского фестиваля «На грани» описали как смесь «Форсажа» и «Преступления и наказания». И действительно, фильм, записанный в криминальные триллеры, начинается высокооктановым стритрейсингом по ночному Копенгагену под хард-роковый саундтрек. Пара автослесарей куражится таким вот образом ровно до тех пор, пока один из них не сбивает девушку-пешехода — невинную овечку обстоятельств. Тут же ритм, монтаж и саундтрек замедляются и трансформируются в большую драму с крутым уклоном в Достоевского. Впрочем, Кристиансен не глупец, поэтому драйв «Форсажа» просто отходит на второй план, но временами вылезает то любовным треугольником, то кражей.
Четырежды номинант на «Оскара» (за мультфильмы «Трио из Бельвиля» и «Иллюзионист»), Сильвен Шоме переметнулся с лирической комедией «Мой Аттила Марсель» в мир игрового кино. Его персонажи при том остались анимационными, гротескными, монохромными, но по-семейному добрыми. Больше всего «Мой Аттила Марсель» — это сказка для взрослых, очень светлая и романтическая история про неординарных людей, которые то грустят, то вдруг становятся счастливыми. Этот эмоциональный перелив сопровождает каждого героя, но в первую очередь касается протагониста Поля, пианиста 33 лет, живущего вместе с тетками и не знающего ничего, кроме пианино. Однажды соседка сверху, взбалмошная буддистка, зазывает его, кормит галлюциногенным печеньем и открывает ему цветной мир грез. По характеру исполнения «Мой Аттила Марсель» похож на что-то среднее между «Амели» (у фильмов общий продюсер) и «Пеной дней». От первого Шоме взял идею тихой сапой проводить революцию сознания, от второго перенял умение интегрировать яркие фантасмагории из разряда «оркестр гигантских лягушек аккомпанирует» в мир живых людей.
«Двойник» — единственный нуарный фильм фестиваля, но самый громкий по актерскому составу. Британское независимое кино тем и прекрасно, что может запросто привлекать актеров величины Васиковски и Айзенберга. Даже в Америке с этим все сложнее. У руля «Двойника» — Ричард Айоади, отметившийся как актер в «Компьютерщиках» и режиссер «Субмарины». Сюжет — фанфик одноименной повести Достоевского, переведенной на современный язык и снятой в бурых тонах антиутопической гэдээровской конторы 1980-х. В центре сюжета зиждется Саймон, нерешительный бухгалтер, этакий маленький человек, живущий под гнетом собственных страхов. Он хочет карьеру и сотрудницу по работе, но не умеет их добиться. Ситуация усугубляется, когда появляется тот, кто умеет: пройдоха и ловелас Джеймс, внешняя копия, альтер-эго Саймона и его шизофренический гештальт. Смачный в своем психологизме «Двойник», сценарно похожий на «Бойцовский клуб» Финчера, все же острее. И (удивительно, да?) добрее.
«Открытые окна» — единственный фильм программы с фантастической начинкой. Картина поездила по нескольким важным тематическим фестивалям, где испанец Вигалондо номинировался на лучшего режиссера, хотя фантастики в узком смысле в фильме немного. Самое фантастическое — это Саша Грей, экс-XXX-актриса, играющая заносчивую актрису Джилл с целой армией поклонников, неофициальным генералом которой является Ник (Элайджа Вуд). Нику сначала везет (он выигрывает ужин с Сашей Грей), потом не везет — какой-то маньяк втравливает его в вуайеристский шпионаж за актрисой. Фильм снят в жанре мокьюментари: все действия, поданные в нон-стоп-режиме а-ля «Адреналин», зритель видит через веб-камеры, видеонаблюдение и маленькие шпионские камеры, спрятанные по всем углам жизни Джилл. В общем, в чистом остатке мы имеем клубнику без комплексов, запрятанную в динамичный кибертриллер с оммажем хичкоковскому «Окну во двор».
«Властелин разметки» — это наш фестивальный хит с мегаталантливым режиссером Дэвидом Гордоном Грином, выигравшим с этим фильмом «Серебряного медведя». Грин умеет снимать отрывные молодежные комедии типа «Ананасового экспресса» и вдумчивые драмы вроде недавнего «Джо» с Кейджем. Во «Властелине разметки» оба этих жанра переплелись. Здесь нашлось место и качественному бадди-юмору от двух главных героев, отправившихся наносить дорожную разметку в провинциальный Техас, и неспешному осмыслению жизненных устоев. Под дикий саундтрек от Explosions In the Sky, под нестерпимо красивые пейзажи, под классную игру Пола Радда с дурацкими усами разворачивается эта эстетически идеальная картина.
Фразой «Париж — город любви» не зацепишь, но эта максима — главная соль фильма Одри Дана. Все рассказанные ею истории, которые она соскребала по сусекам жизненного опыта, как и своих актрис, которых каждый раз убеждала лично в разумности своей безумной затеи, так или иначе, но про любовь. Точнее, про любовь глазами женщины, в самых разных её проявлениях: матери, любовницы, жены, стервы, дуры, львицы, рохли и пр. В общей сложности, это 11 откровенных историй, прожитых за 28-дневный цикл, во время которых Дана «заглядывает им под юбки» (это оригинальное название фильма). «Красотки в Париже» — легкий жанр, этакий франкоманский «Секс в большом городе», но легкость эта исключительно внешняя, изнутри утяжеленная россыпью цвета национального кинематографа: от Аджани до Белаиди, от Летиции Касты до Ванессы Паради, от Флеро до Накаш. Не все актрисы физически красивы, что уж, но поданы они так эмоционально, так гастрономически искусно, так очаровательно и нелепо, что не считать их красивыми — это, извините, моветон.
Много музыкального материала — это самая простая и самая эффективная формула успеха фильмов про легенд шоу-бизнеса. И режиссер Джон Рид (из несомненных заслуг которого — соавторство сценария к «Трем королям» и «12 лет рабства») полностью придерживается заданного курса. В фильме описан ранний этап карьеры гитариста и виртуоза Джими Хендрикса — 1966 и 1967 годы, самые сочные в жизни музыканта, когда он из подающего надежды маргинала из посредственного нью-йоркского клуба вырывается на авансцену гитарной музыки. Линда Кит, Чес Чандлер, Кэти Этчингем — все знаковые личности из биографии Хендрикса здесь. Синглы «Битлз», Мади Уотерза, Билли Робертса и других авторов, которые играл Хендрикс до записи первого альбома, здесь. Как и волнующая история жизни легендарного музыканта.
Не смотрел: «Властелин разметки» (чувствую, что это тоскливое роад-муви, есть в сети), «Красотки в Париже» (полагаю, что это бессмысленная комедия о девочках и сексе), «Джими Хендрикс» (не мой формат, не буду смотреть), «Открытые окна» (вот, что хочу посмотреть!), «На грани» (это специально для Ленинского и ЧМЗ фильм?).
Зачем показывать фильмы, которые уже были в прокате или которые можно скачать? Зачем показывать откровенно скучные и ничего не дающие фильмы? Где изюминка? Саша Грей? Ну круто, если так. Кажется, что ФНК изживает себя.