22 февраля 2013 года
Бомбоубежища Челябинска не помогут от метеоритов: они вместят не более 15% горожан.
Вообще-то эта статья выйдет в свежем номере журнала «Курс дела», который ещё до пролившегося метеоритного дождя был отправлен в типографию. Но тема этой статьи, которая изначально была призвана живописать коммерческие прелести бункерной недвижимости, в свете свежих космических событий звучит совсем по-другому.
Во времена холодной войны, когда изречение римского историка Корнелия Непота Si vis pacem, para bellum («хочешь мира —готовься к войне») имело хождение наравне с самыми раскрученными советскими слоганами типа «Храните деньги в сберегательной кассе» или «Летайте самолетами «Аэрофлота», бомбоубежища в соответствии с Градостроительным кодексом были частью каждого плана комплексного развития территории. Кроме того, укрытиями в обязательном порядке оснащали все крупные фабрики, больницы и места массового скопления людей. Так что если в каком-нибудь центральном дворике, окруженном сталинским монументальным классицизмом, вы вдруг обнаружите что-то типа сарайки с косой крышей и торчащей прямо из земли неподалеку вентиляционной трубой, можете не сомневаться: перед вами объект вашей безопасности. Вернее, под вами. Впрочем, сейчас есть множество поводов сомневаться и в безопасности самого объекта, поскольку за минувшие мирные, но не менее разрушительные постсоветские годы эти сооружения из защитных в большинстве случаев превратились в объекты угрозы для гражданского населения. Что и доказал случай с провалившимся в июле минувшего года автобусом. Так было «рассекречено» брошенное на произвол судьбы бомбоубежище завода «Станкомаш».
Согласно постановлению МЧС, проверку и учет все убежища должны проходить ежегодно. Исправность оборудования — контролироваться как минимум раз в 5 лет, а капитальный ремонт всех систем — раз в 10-летие. Все это (кроме проверки и учета) должны осуществлять предприятия и организации, на балансе которых находится объект. Но, учитывая последствия приватизации и последующего экономического коллапса, сопоставимые с ковровой бомбежкой, многим из этих хозяйствующих субъектов впору самим прятаться по бункерам. Вполне естественный выход в данной ситуации — сдать заброшенные помещения в эксплуатацию бизнес-структурам. Тем более что коммерческое использование бомбоубежищ вовсе не запрещено. По действующим в стране стандартам убежища могут использоваться в качестве кафе, магазинов, спортивных, культурных, бытовых и учебных центров, транспортных объектов, подсобных помещений или хранилищ.
Так как защитные сооружения гражданской обороны относятся к объектам, находящимся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена, в мирное время их можно только арендовать, хотя и на достаточно долгий срок. Сегодня эти временные рамки ограничивают-ся договором от 5 до 15 лет. Однако в соответствии с действующими нормами что бы ни находилось в бывшем бомбоубежище, придется арендатору все время быть готовым к тому, что помещение может быть использовано по назначению, ибо бывших бомбоубежищ не бывает. Исходя из этого, запрещаются перепланировка помещений, нарушение герметизации и гидроизоляции, демонтаж оборудования, применение горючих строительных материалов для внутренней отделки, загромождение путей движения, входов и аварийных выходов, оштукатуривание потолков и стен помещений, облицовка стен керамической плиткой… И в случае заключения договора аренды подобных помещений в договоре будет 3 стороны: арендатор (прошедший фейсконтроль у МЧС), титульный собственник (Росимущество) и МЧС. Эти «неприятные мелочи» могли бы отпугнуть потенциального постояльца, если бы на практике все было действительно так. А практика показывает, что многие известные челябинские бомбоубежища заняты заведениями общепита и магазинами, и сами помещения давно уже находятся в законной собственности, а статус защитных сооружений с них снят.
В Челябинске все бомбоубежища находятся на праве хозяйственного ведения ФГУП «Экран», регулярно организовывающего аукционы по продаже прав на аренду этих объектов. В результате таких торгов уже появились спортивные залы (ул. Свободы, 145), магазины (ул. Цвиллинга, 31; Машиностроителей, 36; Энгельса, 51; Доватора, 28), столовая (пр. Ленина, 74). Но в абсолютном большинстве случаев убежища используются под склады, например, в магазинах «Альпина» (Свободы, 78), Popolare (пр. Ленина, 41), «Электробензоинструмент» (пр. Ленина, 22). Очередные торги пройдут через пару месяцев. Предполагается, что с молотка уйдет порядка 20 лотов. Стартовая цена аренды одного «квадрата» — от 50 до 110 руб., в зависимости от расположения и состояния объекта. Впрочем, как показывает время, стоимость некоторых «подземелий» благодаря правильному подходу арендаторов может подскочить в разы. Доказательство тому — три следующих примера.
Если в ситуации, благодаря которой МЧС получило свое название, вы оказались в «Ребрышковой» на ул. Сони Кривой, 33, а конкретно в её левом зале, можете уже никуда не бежать. Это самое типовое бомбоубежище, с которого официальный статус пока не снят. Так что по законным нормативам здесь просто обязаны быть вода и еда. Впрочем, и того, и другого в заведении в достатке. Если накроет, жить здесь будет весело, хоть и недолго. Зато в большой компании: вместимость этого зала порядка 40 человек, но это по ресторанным меркам. А по нормам бомбоубежища на одного человека достаточно 1,5 «квадрата». Следовательно, полторы сотни временных постояльцев «Ребрышковая» принять может. Для ресторанчика просто небывалый аншлаг.
Кто бы мог подумать, но пиццерия «Помидор», та, что на пл. Революции, — тоже бомбоубежище. Только это действительно бывшее бомбоубежище. Так что в случае чрезвычайной ситуации на кусок хлеба и глоток воды вы можете рассчитывать, исходя из вашей веры в благотворительность собственника. В прошлом это, пожалуй, самое крупное бомбоубежище Челябинска, расположенное в жилом доме. Посчитайте сами: в своем нынешнем ресторанном статусе помещение включает 5 залов, способных одновременно принять до 100 посетителей каждый. Недавно заведение пережило очередную реконструкцию. Нет необходимости говорить о том, что эта реконструкция никак не рассчитана на случай возврата на круги своя.
Одним из самых первых «засвеченных» бомбоубежищ стал объект по адресу: Новороссийская, 87. Здесь состоялась скандальная выставка «ШизАрт: Рецидив», на которой были представлены работы авторов с диагнозами «шизофрения» и «шизоидная манифестация». Место для экспозиции было выбрано вполне знаковое, и можно было ожидать продолжения банкета, благо сейчас в России модно открывать в помещениях бомбоубежищ концептуальные заведения, поскольку декорации практически не требуют переделки. Но будущее объекта решилось в пользу магазина. Сейчас здесь идет ремонт. К слову, пока в Челябинске не открылось ни одного развлекательного заведения на таких специализированных площадках. Эксперты кивают на пожарных и то же МЧС.
А если что, спрятать под землю можно будет только десятую часть населения. Сегодня на город-миллионник из 2,5 тыс. укрытий разной степени вместимости, по данным МЧС, осталось 433 действующих защитных сооружения гражданской обороны. И вместить они могут только 155 тыс. человек. Причем только часть из этих убежищ можно с полным основанием назвать таковыми. Среди тех объектов, состояние которых специалисты оценивают как соответствующее всем нормам, бомбоубежища ОАО «Ростелеком» (вместимостью до 150 человек), завода «Трубодеталь» (вместимостью до 600 человек), Челябинского цинкового завода (вместимостью свыше 600 человек) и немногие другие. 36 защитных сооружений находится на территории ЧТЗ.
В МЧС говорят, что если бы в городе было метро, то проблема нехватки таких объектов отпала бы сама собой. Но это уже другая история. В данный момент в мегаполисе не строится ни одного нового бомбоубежища. Хотя существующее законодательство предусматривает их появление. Вот только порядок этот никак не регламентирован: по сути, застройщик может предусмотреть укрытие в жилом доме лишь по собственному желанию. На деле реализация таких проектов оказывается довольно трудоемкой: в профильных компаниях говорят, что создание небольшого защитного бункера на семью обходится минимум в $1 млн, в случае больших заказов смета вырастает в разы. Некоторое время назад в Москве было подписано положение о размещении объектов гражданской обороны, согласно которому на территории города должно быть построено 5 тыс. современных бомбоубежищ.
Предполагалось, что в 2011 – 2012 гг. Москомархитектура разработает проект типового убежища. Соответствующее поручение было дано архитекторам московскими властями. Убежища должны были вноситься в планы территорий и располагаться под жилыми домами, торговыми центрами, спортивными комплексами, отдельно стоящими подземными и подземно-наземными гаражами и другими объектами. Учитывая, что столичные тренды практически всегда калькировались в регионах, можно предположить, что эта инициатива была бы процитирована и в Челябинске. Однако после смены Юрия Лужкова бумага легла под сукно. В Петербурге власти рекомендуют бизнесменам построить бомбоубежища и в дальнейшем поддерживать их в состоянии готовности. Мера прописана в постановлении «О мерах по обеспечению создания убежищ гражданской обороны в Петербурге», которое утвердил губернатор Георгий Полтавченко. Из постановления следует, что строить бомбоубежища будет комитет по вопросам законности, безопасности и правопорядка. Возводить бункеры юридические лица должны будут за свой счет. Ну если захотят.
…дело рук самих утопающих. И не только от потопа. Меню чрезвычайных ситуаций очень разнообразно. В собственном бункере можно, в конце концов, и от летнего пекла спрятаться. Ну чтобы без дела не простаивал. В столицах стоимость строительства бомбоубежищ приравнивается к цене возведения жилья бизнес-класса. Так, самый маленький защитный бункер в 35 м2 обойдется в 3 млн руб., а самое дорогое подземное сооружение пока оценивается в 9 млн. В соответствии с рекламным предложением убежища гарантируют защиту от терактов, техногенных катастроф и стихийных бедствий. Соответствующие предложения есть и в нашем регионе. Вот только расценки прибивают не хуже террориста — от $1 млн. Сроки строительства — полгода. В качестве идеальных мест для такого VIP-строительства предлагаются подножия гор Башкирии. Вопрос: если бабахнуло в Челябинске, то сколько времени понадобится, чтобы понять, что в бункер ты уже опоздал? Предложение включает и более экономный прайс: подземный вагончик, способный выдержать автоматную очередь или взрыв ручной гранаты. Как вариант это может быть помещение в доме.
Типичный семейный бункер, предлагаемый сегодня магнитогорскими разработчиками, представляет собой герметичный контейнер с массивной бронированной дверью, который способен защитить от химического, ядерного и биологического оружия. Толщина стен — около 3 м. Внутри все как положено: вода, вентиляция, канализация, автономная дизельная электростанция. Хичкок нервно курит.
Текст: Ирина Ракицкая, журнал «Курс дела»
Фото: kursdela.biz