Бурановские бабушки страны — Наша Russia — Выбирай.ру
16+
Выбирай узнал, что…
Все новости




 

Бурановские бабушки страны

4 апреля 2012 года

Бурановские бабушки  страны

Белгород. Подсередненские бабули

В каждой, вот буквально в каждой волости страны есть бабушки, которые поют. А кое-где поют ещё и дедушки. Пожилые артисты из народа, отплясывающие в домах культуры и на конкурсах местной самодеятельности, на поверку не менее колоритны, чем веселые удмуртские старушки, при всем почтении. Мы не очень-то долго искали потенциальных участников конкурса «Евровидение». Ознакомьтесь.

БЕЛГОРОД
Подсередненские бабули

О вашингтонских концертах «русских жемчужин» — бабушек села Подсереднего — ещё в 1997 г. взахлеб писала The New York Times, а гости Олимпиады-80 признавались, что наконец-то узрели «живую Россию». Столичные охотники за фольклором приехали и записали в Подсереднем аж 357 песен. Коллектив возглавляет 75-летняя хранительница аутентичных костюмов и обрядовой культуры Варвара Ходыкина. Поют все, что горит, то есть: рекрутские, обрядовые, плясовые, колыбельные песни, а также частушки, пестушки, приговорки и страдания. Деревенский хит, который знают все, — «У наших воротях». Скачайте и учите слова.


Фото из архива ТМЦ Алексеевского управления культуры

Волгоград. «Лазоревый цветок»

ВОЛГОГРАД
«Лазоревый цветок»

В апреле 2011 г. в ротации местных радиостанций попали не поп-причитания про любовь, а песня «Верила» в исполнении коллектива казачьей песни «Лазоревый цветок». Ансамбль так популярен, что выступал в честь генерального секретаря НАТО, перед мэром города Хиросимы и перед президентом Венесуэлы Уго Чавесом. Нужна вам Россия для иностранцев, которая с медведями и ушанками, — вот вам ансамбль казачьей песни. Тем более большинство русских песен на самом деле казачьи. Там, конечно, не бабушки, а тетеньки и дяденьки, но как поют!


Фото: лазоревый-цветок.рф

Воронеж. Ансамбль «Родники»

ВОРОНЕЖ
Ансамбль «Родники»

Потрясенный победой «Бурановских бабушек», патриот своего края «Выбирай» решил отправиться на поиски таких же талантов в нашей губернии, пребывая в полной уверенности, что нам тоже есть чем гордиться и у нас тоже есть кого отправить на «Евровидение», если что. Не в каждой деревне найдутся такие бодренькие старушечки, но мы все-таки обнаружили колоритных дам, ничуть не уступающих бурановским.  Проживают они в селе Русская Буйловка Павловского района. В 1980 году при доме культуры села был создан фольклорный ансамбль «Родники» под руководством Нечаевой Н.В. И вот уже более 20 лет данный коллектив хранит традиции своих предков, исполняя народные песни. Ансамбль участвует в областных и районных фестивалях «На Троицу», «На Казанскую», «Песни над Доном». Его отличительной особенностью  является поиск и исполнение старинных календарных обрядов. Каждое выступление — это целое театральное действо:  «Масленица», «Ярмарка», «Щедрование», а «Буйловская свадьба» является сельским хитом  и своеобразной визиткой данного коллектива. В 2007 году сельские дивы совместно с коллективами из с. Пузево и  с.Гвазда  Бутурлиновского района при поддержке фонда «Русское исполнительское искусство» обзавелись собственным хитовым диском «За речкою диво». В настоящее время участники ансамбля — это молодые душой старушки от 50 до 82 лет, бывшие учителя, работники СДК, пенсионеры колхоза  «Русскобуйловский», ОАО«Павловскгранит». Интересно, что выступают они в костюмах ручной работы, полученных в наследство от своих мам и бабушек.


Фото: Аким Свиридов

Екатеринбург. Фольклорная группа Висима

ЕКАТЕРИНБУРГ
Фольклорная группа Висима

А вот и наши бабушки, которые поют. Они перепахали нас до глубины души, когда мы посещали с экскурсией знаменитые (теперь уже) Висимские земли. Начнем по порядку. Нашему краю есть, чем гордится: славные трудовые будни, мастерские, известные на весь мир, красивые природные ландшафты… Но, к сожалению, не тянутся к нам в края туристы широкою толпой. Может быть потому, что долгие-долгие годы история Урала, народная культура, быт аборигенов и тех, кто завоевывал несколько столетий эту землю, мягко говоря, мало кому были интересны. Коптелово, Синячиха, Музей реки Чусовой в Чусовом сохранялись и раскручивались отдельными энтузиастами. Так же было и в Висиме. И не задумай кто-то амбициозного проекта ГК «Гора Белая» мы бы лично так и не узнали, к нашему превеликому сожалению, о висимских Музее Мамина-Сибиряка, Музее быта и ремесел, о гостеприимстве сотрудниц Висимского дома культуры, которые стараются на ниве популяризации родного края. И, если честно, наша жизнь и отношение к фольклорным коллективам теперь разделились на два этапа: до и после встречи с этими прекрасными бабушками. Чем больше людей посетит Висимский дом культуры, тем больше народу будет думать, что знать и интересоваться историей края, в котором живешь, - «в тренде». Они заряжают позитивом и интересом к легендам, обрядам Урала. Ими восхищаешься и гордишься. После встречи с ними начинаешь задумываться, а как ты сам будешь красиво стареть, чем заполнена твоя жизнь… Хотя, это мы уже отвлеклись…


Фото из архива журнала «Выбирай-Екатеринбург»

Ижевск. «Бурановские бабушки»

ИЖЕВСК
«Бурановские бабушки»

Чем только не успела прославиться удмуртская земля: и большой концентрацией рыжих людей, и чайковскими балетами, и даже этимологией слова «пельмень». С некоторых пор в полку наших достопримечательностей прибыло и даже зычно отгремело на всю страну. Скромные и обаятельные «Бурановские бабушки» затмили своей непосредственностью российскую попсу и, надеемся, затмят европейскую. Этот бойкий коллектив родился несколько десятков лет назад, начав с удмуртских народных песен. Со временем бабушки переключились на авторские перепевки и получили свою долю славы, проницательно выбрав для исполнения хиты Цоя и «Битлов». Поют наши девушки на смеси русского, удмуртского и английского, вводя многих слушателей в лингвистический ступор. Несмотря на почтенный возраст (по разным данным, от 50 до 75 лет), бабули лихо отплясывают на сцене, перемежая плавные па с ритмичными современными. Доподлинно неизвестно, чем так цепляет народ удмуртский неформат, но зажигает ансамбль отменно, повышая рейтинги бурановской популярности. При этом симптомов звездной болезни у коллектива, тьфу-тьфу, не наблюдается. Зато видно похвальное стремление не бросать свое хозяйство в угоду музыкальной промышленности: о буренках и сенокосах почтенные певицы беспокоятся заранее и впрок. Будем надеяться, что предстоящее «Евровидение» на подворьях бабушек никак не скажется и бакинские фермеры ещё похлопают нашим землячкам большими натруженными руками. Ведь в том вся многофункциональная сущность женщины: и козу на ходу подоит, и в горящий шоу-бизнес хороводом войдет.


Фото: www.buranovskiebabushki.ru/Константин Ившин

Казань. «Каравон»

КАЗАНЬ
«Каравон»

Это сейчас русские бабушки из села Русское Никольское в фаворе и почете, а в советские времена, когда был запрет на народные гулянья, хороводить приходилось все больше по хатам. «Каравон» так и переводится со старорусского наречия — «хоровод». Запели в полный голос бабушки лишь в 1988 г., когда смелый председатель сельсовета создал ансамбль. Достали они из сундуков старинные наряды, полотенца и украшения и давай концерты давать. Многим бабушкам в ансамбле под 80 лет, однако инициативу голосистых старушек быстро подхватили женщины помоложе, а сейчас в «Каравоне» поет и молодежь, и дети. Из заурядного, доживающего свой бабий век села превратилось Русское Никольское в центр русского народного творчества. А заурядный деревенский праздник Каравон — во всероссийский фестиваль русского фольклора, куда ажно иностранцы приезжают! Ко дню Николая Чудотворца, 22 мая, в селах обычно заканчивается сев, так что народ на радостях уходит в полный отрыв. На улице устраиваются гулянья и хоровод-каравон. Женщины надевают праздничные сарафаны и пускаются в пляс. Многие после таких дискотек женихов себе находят.


Фото: Максим Платонов

Красноярск. «Веданъ колодъ»

КРАСНОЯРСК
«Веданъ колодъ»

Если по-нашему, по-новорусски, то «Вещее дерево», которое принимает самые разные формы — гуслей, жалейки, колесной лиры — и рассказывает о временах, когда музыку можно было слушать только вживую, а не в «Вконтакте». Валерий и Татьяна Нарышкины скрупулезно реконструируют древнерусский и сибирский фольклор и еще изготавливают все музыкальные инструменты и костюмы. Репертуар такой древний, что по сравнению с ними «Калинка» и «Во поле береза» выглядят современным мейнстримчиком, а для того чтобы вникнуть в языческие тексты, нужно пройти курс старославянского языка. Впрочем, оставим это буквоедам, музыку предков слышат в первую очередь сердцем.


Фото: Tótha László

Магнитогорск. Фолк-модерн группа Иван да Марья

МАГНИТОГОРСК
Фолк-модерн группа Иван да Марья

Это давно перестало быть цирковым аттракционом. Умение кататься сразу на двух лошадях — фольклорной традиции и эстрадном исполнении — эксплуатируется давно, везде, у них и у нас, причем с разной степенью успеха. Главное соблюсти традиции и не превратиться в лубочный балаган. Магнитогорцам, кажется, удалось. Не без некоторых «перегибов на местах», конечно, но в целом — вполне. А ведь вначале была типичная художественная самодеятельность, которая лишь дюжину лет тому назад оформилась в группу со столь причудливым предикатом. Причем с «фолком», как раз, все понятно — псевдо народные костюмы, цыганское многоцветье, сарафаны да косоворотки давно стали фирменным стилем ивановдамарьевцев. Сложнее с «модерном». Томных романсов а ля Вертинский не исполняют, декадентами не рядятся. Подразумевается, что исполняются народные (и не только они) песни в современных аранжировках. То ритм-машина бухнет, то бас-гитара звякнет, то проскользнет цитата из мирового рок-наследия… Ну, типа шутка такая, реминисценция то есть. А вот чего, «фолка» или «модерна» больше — взвесить и рассчитать сложно. Вообще Иван да Марья спевают все, что движется… Тут тебе и «Барыня», и «Параня» с «Морозом» — короче, евергрины без необходимости авторских отчислений. Но, если праздник или повод какой, могут грянуть и «Happy New Year» из репертуара сами_знаете_какой_шведской_группы, или и вовсе выдать ошеломленной публике авторский материал. Тут скептик воскликнет: «Так что ж на Евровидение-то не махнуть бы?» Погодите, милейший. Всему свое время!


Фото: www.Ivanandmaria.ru

Набережные Челны. Ансамбль «Карэндэшлэр»

НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ
Ансамбль «Карэндэшлэр»

Всем бабушкам бабушки живут в Набережных Челнах! Фольклорный ансамбль кряшен «Карэндэшлэр» может похвастаться не только своим составом — старшей его участнице уже 71 год, но и выступлениями на самом высоком уровне. Они развлекали гостей заморских — инвесторов из США, встречали Владимира Путина, когда тот, будучи президентом, в 2000 году приезжал в Казань, выступали перед легендарной командой «КАМАЗ-Мастер», многократными чемпионами ралли-марафона «Париж-Дакар». Участницы «Карэндэшлэр» славятся исполнением народных песен на татарском языке, которые они поют как акапелла, так и под аккомпанемент. Традиционный музыкальный инструмент, который можно услышать на всех выступлениях ансамбля, конечно же, гармонь. В ноябре 2011 года бабушки отпраздновали 20-летие ансамбля. Не будем даже рассказывать, с каким размахом прошел юбилей, дабы не расстраивались тех, кто на него не попал. Отметим только, что праздник длился почти неделю. А чтобы поздравить своих, так сказать, коллег по цеху, в Набережные Челны приехала уйма гостей. Оно и понятно, ведь челнинские бабушки известны не только в своем городе, но и далеко за его пределами. Неоднократно их приглашали на российские и международные фестивали. А совсем недавно певуньи должны были посетить Всемирный конгресс женщин в Турции, но не смогли покинуть родные пенаты. Ну да ничего! Мы и так знаем, что наши бабушки дадут фору кому угодно. А что до конкурсов и соревнований — так куда же тут уедешь! Дачный сезон на носу!


Фото из архива ансамбля «Карэндэшлэр»

Нижневартовск. «Красная гвоздика»

НИЖНЕВАРТОВСК
«Красная гвоздика»

Вообще-то самодеятельных коллективов, состоящих из людей старшего возраста, в нашем городе несколько. Но, пожалуй, наиболее известным и самым колоритным из них является хор ветеранов «Красная гвоздика», созданный чуть больше четверти века назад. Пока местная молодежь мечтает о больших гонорарах и звездной славе, участники хора, несмотря на преклонные годы, модные тренды и погоду за окном, активно «зажигают» на сценических площадках города. Без них в Нижневартовске не обходится практически ни один праздник. И не надо думать, что на концертах «Красной гвоздики» бывают одни только пенсионеры! Их дети и внуки тоже приходят за компанию, «на полчасика». А остаются до тех пор, пока не отзвучат последние аккорды финальной песни. Потому что помимо крепкого народного репертуара и отточенного мастерства «Красная гвоздика» — это ещё и настоящий драйв, которого частенько не хватает многим молодым исполнителям. На концертах коллектива стоять на одном месте просто невозможно — ноги сами в пляс идут! И вот так каждый раз, выходя на сцену, эти задорные, талантливые и, вопреки паспортным данным, вечно молодые бабушки и дедушки доказывают всем, что они ещё «о-го-го!». Отдельной похвалы достойны концертные костюмы хористов и хористок, которые они меняют по нескольку раз за выступление. Благодаря таким нарядам концерты «Красной гвоздики» смотрятся как отличное шоу, которое, кстати, наверняка пользовалось бы бешеной популярностью за границей. Они ведь там, кажется, любят все народное и не вписывающееся в привычный музыкальный формат.

Нижний Новгород. Шандровские бабушки

НИЖНИЙ НОВГОРОД
Шандровские бабушки

С бабушками из села Шандрово Лукояновского района связана целая история. Узнали о них лет эдак 30 назад фольклористы во время эскпедиции по Нижегородской области. Бабушек тогда в деревне было много, вот и собирались они да пели все вместе песни свои народные, длинные, старинные. Необычный говор и манера исполнения удивили и заинтересовали участников этнографической экспедиции, посему те пение записали, так сказать, для потомков, для истории. И вот не так давно руководитель фольклорно-этнографического ансамбля «Ярмарка» в архивах эту самую запись обнаружил и решил со своей командой бабушек снова навестить. Коллектив поредел с тех пор значительно — сегодня бабушек всего 4, но поют они по-прежнему хорошо. Песни Шандровские бабушки исполняют архаичные, на 2-х языках (русском и эрзянском — одна из разновидностей мордовского языка). Поют в традиционной манере. 2 года назад они стали коллективом «Истоки», и с тех пор это настоящие знаменитости, причём даже за пределами родного региона. Как наденут свои сарафаны нарядные, платочки в руки возьмут да запоют — так и заслушаешься. Понятное дело, местные сельские праздники без бабушек уже не обходятся. Часто зовут выступать их и в Нижний Новгород, а недавно приглашение в Санкт-Петербург было, только отказаться пришлось, далеко это — здоровье уже не то, ведь бабушки наши старенькие — около 80 лет. В прошлом все они бывшие колхозницы, доярки, но тяжелая трудовая жизнь оптимизма не поубавила. По мере надобности собираются бабушки в ДК села Шандрово и репетируют, на праздник какой или на городской фестиваль, где они всегда с радостью принимают участие и производят фурор.

Новосибирск. КрАсота

НОВОСИБИРСК
«КрАсота»

В Новосибирске бабулек, которые бы пели песни Битлз или Цоя и не сыскать вовсе. Хотя, может быть, что сидят они себе во дворах с подружками и, пока все половозрелые граждане на работе, напевают тихонечко так со скамеечки «Группа крови на рукавеее...». Но этого никто не слышит. Значит, говорить об этом и не будем вовсе. А вот ансамбль «КрАсота» (именно так, с ударением на первый слог) у нас есть. Говоря откровенно — вовсе не бабушки там поют, зато страсть к фольклору просто-таки архаическая. Коллектив этот отпочковался от вокальной группы академического хора НГУ ещё в 81 году прошлого века. Начинали они с того, что исполняли собственные обработки народных песен. Ну а потом случилось страшное (дальше мы просто не можем удержаться, чтобы не процитировать) — «Знакомство с подлинным деревенским фольклором резко изменило систему эстетических ценностей руководителя хора и ансамбля О.И. Выхристюк – выпускницу Новосибирской консерватории. Она оставила хор и полностью посвятила себя традиционной песенной культуре русских (украинских, белорусских) старожилов Сибири». Под сим, скорее всего, подразумевается, что ансамбль этот всем составом выбирается в какие-нибудь глухие деревушки сибирские, где выменивают у бабушек текстА (как нынче модно говорить) песен на пуговицы. Кажный божий год, с упорством отъявленных сетевиков, участники этой «КрАсоты» приходят на сходки первокурсников НГУ и зазывают всех в свои ряды. При этом, видимо, поют что-то из своего репертуара, где есть такие хиты как «Глухой, неведомой тайгою» (тюремная), «Разливалась лужговатая река» (хороводная), «Что по той инской дороженьке» (солдатская лирическая), «Хонька-Махонька» (этот культовый трек, между прочим, есть даже на zaycev.net).


Фото: www.krasota-nsk.ru

Пятигорск. Народный ансамбль «Ягодка»

ПЯТИГОРСК
Народный ансамбль «Ягодка»

Они собираются в городских и поселковых домах культуры и поют. Маленькие ансамбли самодеятельности, состоящие из взрослых людей. Вряд ли их услышит Олимпийский, но это ничего, потому что про них напишем мы. Малоизвестный среди тусующейся публики народный ансамбль «Ягодка» из посёлка Ясная Поляна между тем «рвет» площади в столице Ставрополья и других городах края. Получает благодарности от губернатора и призовые места на смотрах самодеятельности. Резвые дамы в возрасте последней любви поют русские народные и казачьи песни. Самая современная композиция в их репертуаре — «Арго» и «Белая лебедь». Современной эстрадой тут и не пахнет. Но это не мешает «Ягодке» успешно выступать на конкурсах. Периодически творчество ансамбля можно слушать в станицах и маленьких городках, где публика благодарная и к народным песням лояльная. Что касается состава, тут все так же интересно. Примы «Ягодки» в количестве десяти штук — женщины совершенно обычные. Во вне сценической своей жизни, без расшитых костюмов и кушаков, они работают птичницами, продавщицами, сотрудницами ЖКХ, домохозяйками. Пение в их случае – хобби, переходящее в образ жизни. В это женское ягодное царство затесался один единственный «фрукт»-мужчина. Он же гармонист и руководитель ансамбля Григорий. Его лидерским качествам можно только позавидовать. Чтобы организовать десять увлечённо поющих творческих женщин, нужно иметь железные нервы.

Омск. Ансамбль «Славяне»

ОМСК
Ансамбль «Славяне»

Как-то у нас тут все за Уралом наоборот: у них-то там, в Удмуртии, бабушки-певицы будут за честь страны на Евровидении бороться. А у нас хор пенсионеров бывает, что и на мотив Гершвина джазу дает… Зато омский образцовый фольклорный ансамбль «Славяне», который состоит из девушек 13-18 лет, всеми своими девичьими силами несет традиции русского народа в народные же массы. Хотя, строго говоря, никакие они, конечно, не славяне, а самые настоящие славянки: коня на скаку останавливать не станут — лучше ему споют успокоительную колыбельную. А голосят девушки, кстати, не под какой-нибудь там «минус»! Исполняют свой репертуар акапелла, или же под звуки гуслей, калюк или балалайки, аутентично так, приближенно к «оригиналу». Грустно им, что русская народная теперь считается застольно-загульной… А она, песня наша, как выясняется, бывает ещё и обрядовой, календарной, бытовой и лирической, душещипательной и ободрительной, даже танцевальной и увеселительной может быть! Но, как истинный панк-рок без ирокезов, русская песенная культура не обходится без важной атрибутики — особых костюмов, самодельных куколок, элементов обрядов, танцев и всего прочего, о чем мы все уже давно знать забыли. Красны девицы могут и некоторых бабушек по своим знаниям переплюнуть, а если не смогут, то худрук им поможет… Общими усилиями «Славяне» понапривезли с разных международных и всероссийских конкурсов кучу призов и признаний — в доказательство того, что есть девчонки в своем Отечестве.

Ростов-на-Дону. Обуховский народный казачий хор

РОСТОВ-НА-ДОНУ
Обуховский народный казачий хор

От казачьего бэкграунда в наших краях никуда не деться, поэтому давняя традиция песнопения тоже имеется. И вот вам, пожалуйста: старейший на Дону Обуховский народный казачий хор, своими корнями уходящий аж в 1936 год. Казак станицы Елизаветинской Виталий Аксентьев образовал струнный оркестр, в состав которого влился мужской хор Свято-Преображенского храма под управлением Шишкина. Так и появился в селе Обуховка хор. В 1963 году он получил звание народного, и понеслась… За последние 10 лет хор принимал участие в фольклорных праздниках в станицах Старочеркасской и Вёшенской, в Ростове, Азове и других городах области, выезжал на гастроли в Москву и даже снимался в кино на «Мосфильме». В свое время участники коллектива устроили перформанс для Сталина с песней «Ой, хмель, мой хмелёк». Наград у казачек не перечесть, как и композиций в репертуаре — это игровые, лирические, застольные, плясовые, современные и старинные казачьи песни. Стоит ли говорить, что Обуховский казачий хор приглашают выступать не только на фольклорных фестивалях, но и в ростовских ночных клубах? Ведь несмотря на далеко не юный возраст, все певуньи легки на подъем, раскованны и веселы, поднимут настроение любому клабберу. Наши казачки любой современной рок-группе фору дадут — едва ли хотя бы одна из них сможет похвастаться 75-летним творческим юбилеем. Для любопытствующих — информацию можно найти в группе vk.com/club5468071.


Фото из архива Обуховского народного хора

Самара. Давыдовские бабушки

САМАРА
Давыдовские бабушки

Этот коллектив сегодня состоит из бабушек 60 до 80 лет, которые приходятся друг другу не только партнершами по пению, но и родственницами близкими и дальними. А за своим удивительным репертуаром, состоящим из аутентичных народных песен предков, они обращаются к и вовсе древним жителям своего села, кои ещё помнят старинную манеру исполнения и далекие традиции многоголосного народного пения.

Народный фольклорный ансамбль «Волжанки» из села Давыдовка Приволжского района существует уже больше шести десятков лет. Уникальный коллектив возрождает в оригинальном виде, бережно хранит и дарит слушателям народные волжские песни — те, что пелись за работой, рыбацкие, обрядовые. И все, кто слышал выступление давыдовских бабушек, утверждают, что впечатление от их пения невозможно передать словами, что до самых дальних уголков души достают глубокие голоса и старинные, едва не забытые совсем, но возрожденные песни.

Кстати, жители Приволжского района считают, что земля их обильна талантами благодаря самой природе и сложившейся традиции почитания старины.

Европейцев в 2006 году приволжские артисты не просто покорили своим пением, они произвели настоящий фурор, проехав с творческим туром «Слушай, Европа, поет Россия!» через Беларусь, Польшу, Германию, Голландию, Бельгию и Францию.

Сургут. «Вторая молодость»

СУРГУТ
«Вторая молодость»

Если бы Жанна Фриске или ещё какой Дима Билан почитали про вокальный ансамбль сургутского геронтологического центра «Вторая молодость», пригорюнились бы от осознания серости собственной жизни. Ибо там и поэтические вечера, и «Веселые старты», и «Шляп-шоу», и даже викторины для пожилых эрудитов «Утро космической эры». Ансамбль поющих бабушек и дедушек (при грамотном пиаре) отцапал бы хороший кусок аудитории у звезд нынешнего шоу-биза. В репертуаре — песни народные. Состав ансамбля, по понятным причинам, меняющийся — от 5 до 14 человек. Возраст поющих — от 65 до 75 лет. Но некоторые из них, кстати, могут лихо сплясать камаринского или даже степ.


Фото: Иван Иванов

Тула. «Русская песня»

ТУЛА
«Русская песня»

Коллектив, ранее известный как «Не любо — не слушай» появился аж в 80-х! И нет бы удариться в прогрессирующий тогда рок, а они взялись за возрождение фольклора. Работа кипела во всю: учились петь в народной манере, двигаться по сцене, шили народные костюмы. И вот свершилось — появился первый сингл плясовой да завывальной — «Во лузях». И завертелось, закрутилось! «Русская песня» гастролировала по городам и зажигала танцпол ДК, санаториев, концертные площадки заводов похлеще Modern Talking. Популярность ансамбля росла как на дрожжах, а вместе с тем росло и мастерство его участников. Появились модерновые треки: «Трава, моя трава», «Ельник, мой ельник», «У голубя, у голубя золотая голова» и другие хиты народного творчества. За свою бурную деятельность коллектив получил неисчисляемое количество наград областных конкурсов и фестивалей — за их подсчет вряд ли даже они сами возьмутся. А вот и секрет успеха — самобытность и возрождение забытой культуры. Костюмы — сшиты по выкройкам подлинной старинной одежи тульской области. А на сцене они совмещают не только вокал, но и театральную постановку древних обычаев. Например — сватовство, где по сценарию жениху вначале пытаются втюхать подставную невесту, а в конце он должен «забить гвоздь в порог дома» (чтоб показать свои умения). И все это с песнями, частушками и плясками под аккомпанемент гармони. Странно что ещё не все молодожены смекнули зазывать их на свою свадьбу! Ныне в ансамбле задействованы работники культуры, всего 7 человек. Самому старшему солисту — 64 года. Увидеть их можно ежегодно на губернской ярмарке в Туле или на городских праздниках.


Фото: Екатерина Мыслович

Тюмень. Хор имени Г. Цыбульского

ТЮМЕНЬ
Хор имени Г. Цыбульского

Прорывами «Бурановских бабушек», «Иван Купал» и прочих прославленных фольклорных коллективов нас не удивишь! Тюменцам есть чем гордиться, ведь в нашем городе вот уже больше полувека поет, не щадя голосов, Народный хор русской песни имени Г. Цыбульского. А ежели быть точными, без малого 52 года — цифра, согласитесь, внушительная. Кто не в курсе, в честь кого хор назван, так уж и быть, поясним. Геннадий Цыбульский — талант, о котором можно писать книги и снимать фильмы, ведь музыкант был не только на редкость одаренным, но и слепым. Вот такой незаурядный человек основал в свое время самодеятельный хор и проложил ему дорогу в жизнь. И неплохо, надо сказать, постарался: в свое время артисты активно гастролировали: ездили с концертами по соседним селам и весям, летали в северные города. Хор обзавелся званием «народный», стал лауреатом всяческих фестивалей… Что приятно, на пути от Советского союза к России коллектив не распался, более того, здравствует и поныне: как и раньше, собирается на репетиции в ДК «Железнодорожник», устраивает сольные концерты, выступает на городских праздниках и по-прежнему фестивалит — участвует в различных конкурсах самодеятельности. Немолодыми певцами и певицами (да будет вам известно, средний возраст вокалистов — 55-60 лет, хотя есть тут и те, кто значительно старше, впрочем, как и младше) вот уже шестой год командует Сергей Мокиенко, несколько лет проработавший при Цыбульском концертмейстером. Творческая карьера хора продолжается, и, кто знает, какие вершины тюменские таланты ещё покорят!


Фото: Алексей Сумик

Чебоксары. «Шевле»

ЧЕБОКСАРЫ
«Шевле»

Эти электротехнобабушки поют чувашские народные песни в электронной обработке, выплясывают на сцене под лазерные лучи и светодымовые эффекты и собирают полные залы. Программа называется «Асанне Elеctric-Show»: «асанне» с чувашского — это «бабушки», electric с английского — «зажигательный», то есть «Шоу зажигательных бабушек». Поначалу фольклорные певуньи с недоверием отнеслись к идее переложить чувашские песни на электро-поп-формат, но потом раздухарились, хоть им всем глубоко за 55, а некоторые — инвалиды по зрению. Президент на радостях выдал им грант, артисты закупили световое оборудование и аппаратуру для своей студии звукозаписи. И поют старушки чувашские народные песни в такой аранжировке и танцуют обрядовые танцы так, что дискотеки дрожат. На обработку репертуара в духе современности теперь стоят в очереди все музыкальные и поэтические гении Чувашии. Планируется выпуск караоке-диска. Только так национальная культура нынче проникает в массовую.


Фото: Сергей Коробко

Челябинск. Ансамбль «Митрофановна»

ЧЕЛЯБИНСК
Ансамбль «Митрофановна»

Успех бабушек из удмуртского села Бураново, претендующих на победу в конкурсе «Евровидение», могли бы повторить дедушки из поселка Кременкуль. Ближний пригород Челябинска когда-то был казачьей станицей. 22 января 1989 г. потомки бравых уральских казаков собрали ансамбль «Митрофановна», где под гармонь начали исполнять народные песни, городской фольклор и собственные сочинения. Успех превзошел все ожидания: слава их росла со страшной силой, и дело дошло до того, что тогдашний мэр города Вячеслав Тарасов начал активно пропагандировать главный их хит «Никто тебя не любит так, как я». И неоднократно исполнял её как с «Митрофановной», так и сольно, вселяя восторг в души простых жителей области. Это была, как говорится, официальная популярность. Но была ещё популярность контркультурная. Ибо в то же примерно время к ним мягко подкатила ещё одна кременкульская знаменитость — Сергей Лукашин, экс-лидер фолк-панк-группы «Водопады им. Кикабидзе». Господин Лукашин немедленно проникся могучим творческим потенциалом «Митрофановны» и сочинил для нее целую обойму развеселых песен на самые разнообразные темы, в том числе и весьма пикантного свойства. Одна из них — «Все татары, кроме я» — стала настоящим мегахитом и неофициальным гимном Кунашакского района. Её теперь непременно исполняют на всех областных сабантуях. В 2012 г. началась запись нового альбома коллектива «Митрофановна». У пожилых челябинцев эти люди имеют примерно тот же завидный статус, какой группа «Кино» — у их внуков.


↑ Сейчас
Бурановские бабушки страны
Написать комментарий

Написать комментарий


Читайте также