1 июля 2015 года
Недавно слышал по радио, что все происходящее в мире — шанс для нашего бизнеса, в том числе туристического. Нефтяники, художники и сотрудники спецслужб потянулись на Черное море и в Крым.
Многие возвращаются задумчивыми. Рассказывают едва ли не о свиданиях с дьяволом: представляешь, все стоит 100 рублей, фото с крокодилом — 100 рублей, фото с капитаном катера — 100 рублей, лежак — 100 рублей. Испуганный алчностью черноморцев и ошеломительной очередью на переправу в Крым, я решил разведать что-нибудь новое, импортозамещающее. И двинулся на море Азовское.
Местные почему-то не любят море: все населенные пункты от Тамани до Азова спланированы так, что моря из окон почти не видно. Не любят и туриста, хотя турист попер (красотка из «Кайена» с подмосковными номерами спрашивает дорогу). Местный житель смотрит подозрительно, прежде чем застенчиво продать что-нибудь втридорога. Из интертейнмента имеем: рассветы, закаты, мелкое море. На всем побережье ни одного заведения с кабацкой музыкой, это плюс. Попытка заказать натуральный кофе в приморско-ахтарском кафе вызывает недоумение, это минус. Случаются такие чудесные диалоги:
— Можно мне обычной воды, без газа, не сильно холодной?
— Обычная у нас вот в кране, возьмите лимонад.
Порой это напоминает Средиземноморье где-нибудь в африканской его части. Только без оливок, апельсинов и артишоков. Зато с мятой, которая здесь за сорняк, подсолнухами и замечательными вялеными бычками, которых тут продают на каждом углу, и ракушечными пляжами, где можно просидеть несколько часов до самого заката и никто не оторвет тебя от первобытной тишины настойчивым желанием продать тебе чурчхелу. Даже для того, чтобы просто поглазеть на людей, нужно протопать по пляжу не одну сотню метров.
А ведь такую железобетонную тишину и безмятежность можно отыскать разве что на самых диких островах за огромные деньги, а вот научиться ценить то же самое, только среди родных коров и хмурых, глядящих исподлобья станичников вместо экзотических аборигенов, — это, я полагаю, искусство.