30 декабря 2017 года
Антон Павлов рассуждает о главных кинотрендах уходящего года: будет ли «Марвел» ещё веселей, кто или что спасет DC, куда делись годные комедии и куда катится российский кинопром.
Генеральная линия «Диснея», на плечи которого взвалена основная доля экранизации комиксов «Марвел», — делать комикс-блокбастеры смешнее. Чем смешнее — тем лучше. Никогда прежде «Тор» не был таким веселым и таким кассовым — $ 449 млн, $ 645 млн и $ 847 млн — сказ о гибели богов Асгарда, «Рагнарек», оказался самым выгодным. «Человек-паук» Томаса Холланда — самый веселый. Единственный, кто изрядно погрустнел, — Росомаха. Но, во-первых, это не «Дисней» и КВМ, во-вторых, «Логан» вообще мог быть черно-белым, в-третьих, Хью Джекман сильно постарел — чего веселиться-то?
2018-й поддержит тенденцию. Два из трех диснеевских фильмов («Человек-Муравей» и «Оса» и 3-я часть «Мстителей») будут только веселей (в «Мстителях», к примеру, объявятся «Стражи Галактики»), а «Черная пантера», первый супергеройский про чернокожих, вряд ли оставят без юмора. Добавим, что в 2018 выйдет и второй «Дэдпул».
У DC и Warner Brothers все настолько грустно, что никто не знает, что делать. И режиссера поменяли, и шуток добавили, и сценарий на фазе постпродакшена перекроили, даже Супермена оживили, а все равно «Лига справедливости», главный фильм вселенной DC, вышла отстойной. Единственная отрада — Гадот и её «Чудо-женщина», снятая другой чудо-женщиной Пэтти-Дженкинс: это было если не отлично, то хотя бы красиво и внятно.
Раздрай и потеря ориентации привнесли уныние в ряды экранизантов DC, что и сказалось на линейке выходов новых серий вселенной. В 2018 году, и то в самом конце, выйдет единственный фильм — «Аквамен». Видимо, Warner Brothers нужно время, чтобы зализать раны и подумать над своим поведением и стратегией. И уж если у Джеймса Вана не получится перезапустить эту ржавую телегу, то Warner Brothers останется продать все права на DC кому-нибудь другому. Например, «Диснею».
«Дисней» продолжает расти в мегагиганта. В 2017 году компания купила 20th Century Fox, а вместе с ней права или часть прав на ряд героев комиксов, многие телепроекты и стриминговый сервис Hulu. Все это найдет отражение уже в ближайшее время, но пока досталось лишь персоналу Fox, который изрядно сократят.
В 2017 году общее число фильмов-миллиардеров достигло 31: добавилось ещё трое, среди которых — «Красавица и чудовище», восьмой «Форсаж» и третий «Гадкий Я». В прошлом году их было 4, но наверняка список расширится за счет восьмых «Звездных войн». И наверняка они поддержат другую общую тенденцию. Все миллиардеры набирают в 2017 году меньше. «Форсаж» — на почти 400 миллионов, «Гадкий я» — на 130 миллионов. А «Пираты Карибского моря» и «Трансформера» вовсе выбыли из списка. Это все следствие кризиса жанра. Люди хотят нового, а Голливуд не готов.
В 2018 году среди миллионеров, вероятно, окажутся сиквелы «Мстителей» и «Парка Юрского периода» и ещё один спин-офф «Звездных войн» «Соло». То есть ничего нового.
Осенью в лексикон кинопрессы ворвались понятия «харвигейт» и «харрасмент», а своеобразным челленджем стало признание под хэштегом #meetoo. Помимо хайпа в прессе и конкретных судебных процессов вал сексуальных скандалов сказался и собственно на кино и телевидении. Из самых громких — закрылся «Карточный домик» со Спейси, Сингера уволили из режиссеров байопика о Quenn, Вайнштейна ушли из компании имени себя, а фильмы, спродюсированные им, заметно просели в прокате, как, например, «Паддингтон 2», который в прокат берут только самые отчаянные компании. Оскаровская гонка обойдется без «Войны токов». Телевизионные проекты Вайнштейна постарались откреститься от запятнанного имени.
2017-й приоткрыл занавес над тем, что в мире кино было всегда, а козлами отпущения стали лишь самые явные фигуранты. Скорее всего, им навсегда закрыта дорога на Олимп, по крайней мере, в Америке. Но в 2018 скандалы будут другими — опять кого-нибудь обидят во время вручения Оскара, и начнется.
В 2017-м «Оскар» в главной номинации выиграл фильм «Лунный свет», который можно назвать самым толерантным в истории — о чернокожем гее из неблагополучного района Майами. Актеры-афроамериканцы появлялись в главных ролях в совсем уж безумных для этой затеи фильмах вроде «Меча короля Артура» или «Тор: Рагнарек» (напомним, это средневековый английский эпос и скандинавская мифология). Это все прекрасно, но немного грустно — в конце концов, все эти чернокожие роли — следствие другого скандала #Oscarsowhite.
В 2018-м следует ждать рефлексии от скандала с Вайнштейном: помимо того, что BBC снимет про него фильм, стартует производство фильмов с женщинами и про женщин.
2017 год — год бюджетных триллеров. «Сплит», «Прочь», «Счастливого дня смерти» и некоторые другие лучше всего показали себя с точки зрения цены/качества. Студии убедились, что можно снимать умные недорогие фильмы на грани хоррора и неплохо зарабатывать. Увы, не настолько, чтобы явление приняло массовый характер (к тому же флагман этого направления «Снеговик» безбожно провалился, а «худший фильм века» «мама!» оказалась к тому же нерентабельной). В 2018-м ждем пару-тройку интересных проектов («Пассажир» с Нисоном, «Тихое место» с Эмили Блант), но не более.
Все последнее десятилетие молодежь ждала выходов очередной серии постапокалиптических саг, а в 2017-м вышло так, что молодежи нечего было ждать. «Сумерки» закончились давно, «Голодные игры» недавно, третий «Бегущий в лабиринте» унесся на январь 2018 и станет последней серией. Остальные экранизации плодовитого поджанра оказались провальными («Гостья», «Орудия смерти», «Академия вампиров»). Похоже, молодежная фантастика окончательно умерла для кино, полностью уйдя в телевизор и на стриминг-каналы, где её производство стоит дешевле, а фидбек позволяет управлять сюжетом.
Первые полгода российское кино болело: его лихорадило «Викингом», тошнило «Притяжением», кровоточило «Защитниками». Но окончательно накрыло в августе, когда вышел «Крым». Фильм вышел плохим по всем параметрам, включая художественные, поэтому даже квасные патриоты предпочли отмолчаться. Во второй половине года кинопром, достигнув дна, слегка оттолкнулся и порадовал хорошими новостями: сносным «Гоголем», смешным «Последним богатырем», годным «Салютом-7» и «Аритмией».
В 2018 году трэша будет точно много (ТНТ возвращается со своими умопомрачительными комедиями типа «Zомбоящика»), но не такого эпичного. Из самого интересного — «Тренер» дебютирующего режиссером Козловского, байопик Цоя, «Черновик» по Лукьяненко.
У книг Стивена Кинга в 2017-м дела шли хорошо. Было прекрасное «Оно» и проходная «Темная башня», а ещё несколько проектов на телевидении, включая «Мистер Мерседес». Интерес к писателю продолжит расти и в 2018-м — Hulu выпустит сериал-антологию «Касл-Рок» по главным ужасам мэтра.
«Бегущий по лезвию 2049» многие считают лучшим фильмом года, но кассовые сборы ввергли продюсеров в печаль. Ждем перелома в 2018 с «Аннигиляцией» и «Первому игроку приготовиться».
2017-й стал самым ужасным годом для чистых комедий за последнее десятилетие. Лучше всех выступил мерзковатый сиквел «Здравствуй, папа, Новый год!», а десятки других оказались не у дел. Не помогает даже участие Скарлетт Йоханссон, для которой 2017 стал годом поражений (вы ещё помните «Призрака в доспехах»?). В 2018-м комедий будет будет ещё меньше. Но российского кино это не касается — у нас половина релизов следующего года приходится на вымирающий жанр. И это ужасно.
Фестивальные скандалы с проектами Netflix и Amazon, которые попадают к зрителю, минуя большой экран, стали предвестниками заката кинотеатров. Скоро поход в кино станет таким же культурным феноменом, как поход в театр, а сериалы вытеснят полнометражные фильмы. И это будущее уже скоро. Будущее уже рядом.