1 апреля 2012 года
Даже самые серьезные, левополушарные люди со степенью кандидата или доктора точных наук способны в определенный момент подложить коллеге кнопку на стул. Или пошутить так, что простой смертный не сразу разберется, с какого момента можно смеяться. Мы спросили у профессоров математики, как они разыгрывают окружающих.
Игорь Клебанов,
кандидат физ.-мат. наук, доцент,
заведующий кафедрой матанализа ЧГПУ:
Я люблю розыгрыши и никогда не обижаюсь на шутников. Но меня сложно подколоть, потому что всегда держу ухо востро. Да и студенты, несмотря на свою репутацию, пытаются подстроить настолько банальные каверзы, что хоть мастер-класс им устраивай. С коллегами в ходу сугубо интеллектуальные розыгрыши. Приди мне в голову подшутить над математиками — воспользуюсь программой «Бредогенератор», которая позволяет сфабриковать собственное научное открытие. Представляете, какой ажиотаж начнется?
Александр Попов,
директор физ.-мат. лицея № 31
В математике особая технология шуток, цифровая. Числа и уравнения складываются в интересные фигуры, последовательности, любопытные закономерности. У меня есть целые сборники веселых и серьезных цифростиший и хулиганских дробей. Тонкий арифметический юмор заставляет моих учеников и думать, и смеяться. Вот, например, исключительно математическая шутка: «В марте, 14-го числа, отмечался Международный день числа Пи. А Пи — четное число? Ответ: четное, потому что это 180 градусов».
Владимир Федоров,
доктор физ.-мат. наук, профессор,
заведующий кафедрой матанализа ЧелГУ:
Однажды студенты в честь праздника опубликовали подборку цитат преподавателей. В список смешных попала и моя: «А если мы посмотрим на этот факт с другой стороны, то увидим не что иное, как то же самое». В математическом анализе есть фундаментальное понятие «предел», а также «норма» и «мера». И часто профессор, выгоняя двоечников или нетрезвых студентов с экзамена, поясняет: «Вы не знаете ни меры, ни нормы, ни даже предела».
Леонид Соколинский,
доктор физ.-мат. наук, профессор,
декан факультета ВМИ ЮУрГУ:
Розыгрыши в математике — задача сложная. Уравнения и программы как-то не способствуют развитию чувства юмора. Мне с ходу даже не вспоминаются какие-то смешные истории, которые произошли с коллегами или студентами в университете. Впрочем, мы тоже можем шутить, но наши пассажи не всегда доступны окружающим. Гуманитарию или биологу не понять, насколько смешны порой истории программирования, расшифровки кодов или обработка оригинальных запросов.