16 июля 2018 года
21 и 22 июля в Челябинске будет проходить второй семейный фестиваль городской среды «Все просто». Команда организаторов феста всякий раз надеется, что им удастся не просто устроить развлекательное мероприятие, но и донести до челябинцев вдохновляющие идеи о преобразовании города. Мы пообщались с Зоей Каниной, которая отвечает за организацию лектория фестиваля.
— По вашим ощущениям, что-то изменилось в городе после первого фестиваля?
— В прошлом году мы сделали фестиваль, на который пришли прекрасные люди, познакомились между собой, узнали о классных проектах, прочитали манифест «Всё просто» и, наверное, унесли с собой хорошие мысли и идеи, — рассказывает Зоя Канина. — Мы не можем сказать, что именно после фестиваля что-то повернулось на 180 градусов, ведь все изменения — в головах, они небыстрые и неявные, но самые-самые важные. В этом году у нас та же ключевая идея — изменить отношение горожан к Челябинску и к собственным возможностям его преобразования.
— Как вы считаете, в чем заключаются «слабые места» нашего урбанистического мышления?
— Сложности есть, например, с отношением к пешеходу. В Челябинске по большей части пешеходу некомфортно передвигаться — иногда есть только метр тротуара, а рядом — шесть полос, полных выхлопного газа. Как решить эту проблему так, чтобы превратить в сильное место Челябинска? На этом фестивале одним из спикеров лектория будет Владимир Мацюк, директор «Мегаполисресурс», и он будет говорить о том, что решение проблемы можно найти в самой проблеме. Как — узнаем на лекции.
— В программе фестиваля есть выступления спикеров. Расскажите, каким образом вы выбираете спикеров, чем руководствуетесь?
— Мы зовем на фестиваль тех, кого между собой называем «менятелями». Это люди из разных сфер, разных уголков страны. Они преображают пространства, города и регионы, а главное — убеждения людей, что поменять что-либо не в их силах. Они строят здания или разрисовывают стены, проводят авторские экскурсии или открывают целые заводы. Мы ищем проекты, которые меняют города, и людей, которые стоят за этими проектами. Так получается лекторий.
— На прошлый фестиваль пришло много челябинцев. Была ли такая популярность для вас неожиданной?
— Лично для меня было неожиданностью то, сколько людей пришло в лекторий. Дело в том, что в ночь перед фестивалем мы из последних сил отмывали бетонную пыль и не верили, что в этом цеху вообще кто-то задержится дольше, чем на пять минут. Но я знаю некоторых людей, которые прослушали все девять лекций за оба дня фестиваля. Фактически весь фестиваль они просидели в цеху, и это очень круто.
— Как думаете, в этом году неравнодушных будет больше?
— Хочется ответить коротко и просто «Да, я верю в это», но я усложню вопреки названию фестиваля. По сути, каждый человек неравнодушен к тем или иным вещам — что-то нас радует, что-то раздражает. Равнодушие появляется тогда, когда мы чувствуем, что не в силах на что-то повлиять. Это приобретенное качество — чтобы не страдать по каждому поводу. Например, если вас перестало раздражать, что в подъезде раскиданы рекламные листовки, значит, вы просто решили, что ваши соседи — не очень умные и чистоплотные товарищи, и поделать с этим ничего нельзя. Появилось равнодушие. Но вот незадача: после лекции на фестивале вы сильно вдохновились примерами того, как соседи создают общий склад инструментов, становятся друзьями, вместе ужинают и спокойно оставляют на время детей. Вы узнали, что это реально, и захотели такое же соседство, и мозг заработал в эту сторону — как это сделать, с чего начать? С момента первого простого действия — например, объявления о знакомстве с соседями — начнется ваша эра неравнодушия. Она принесет массу неприятностей, ведь вы начнете обращать внимание на то, чего не замечали раньше. Но ещё больше принесет кайфа от изменений, которых осознанно и не очень хотят все, абсолютно все ваши соседи, друзья и знакомые.
Возвращаясь к вопросу: я верю, что неравнодушных людей становится больше. Потому что чувствую, что у людей растет осознанность и понимание, что они могут повлиять на многие вещи. И наш фестиваль лишь чуть-чуть этому помогает.
Лина Божежьян